Yalta - Sevastopol Private Tour Guides
                    with historian Sergey Tsarapora

    Private Guides in Crimea
    Tours, Shore Excursions, Transfers, Travels
e-mail: sergey.tsarapora@gmail.com        phone: +79883161446 (Rus)      
              sergo22yalta@gmail.com                            +79181295077 (Rus)     
     skype: skithian   viber:+380672625160                +380(50)6218527 (Ukr)   
Site menu
Site friends
Nemyriv

St. Trinity Nunnery

Duchess' Maria Shcherbatova Palace

Power Station. Water Mill. Shopping Arcade

Gymnasium (High School)

Franz Liszt, Honore de Balzal, Pushkin Daughter Tasha

Nemyriv Born Poet Nikolay Nekrasov


This land, known as the land of rich history and talented people, is situated in the central pan of the Yinnytsia oblast, bordering Tulchyn, Tyvriv, Yinnytsia, Lypovets, Illintsi and Gaisyn regions of the Vinnytsia oblast. Nemyriv region has favorable climate and geographic position. The Pivdennyi Bug River traverses the whole territory of the region. The Local landscape includes several forests and woodlands, as well as ponds, lake and smaller rivers. The history of the wealthy and beautiful Nemyriv land, like Nemyriv city itself, had its takeoff in times immemorial, and was marked by peculiar and complex events and the presence on its territory of various tribes and nations. Fertile soils, dense forests and high-water rivers, rich with fowl and fish, and abundant flora, attracted our ancestors to these lands. Artifacts left by previous generations reveal to archeologists features of their material and spiritual life. 
Gorodyshche, located not far from Nemyriv city, represents remains of the ancient Scythian settlement, one of the biggest so far, and refers to the 7lh-8lh centuries BC. Scythian settlement (or Nemyriv banks) occupies field area of 150 ha, surrounded by the earthfill. Numerous artifacts that archeologists keep discovering up to present, testify the presence on these lands, over the last three thousand years, of the nomadic tribes of Kimmerians, Scythians, Sarmats, Goths, Huns, Tartars and other ethnic groups and nations. Based on the results of excavations archeologists drew the conclusion that the settlement was an important center of political and economical life of a powerful tribe. Other than pieces made by local craftsmen archeologists found imported tableware, produced in the Eastern Mediterranean, on the Rhodes and Samos islands. Nemyriv Scythian settlement was the biggest and the richest one among the similar findings discovered on the whole territory of the Soviet Union. In addition, on the same spot remains of the Trypillyan settlement have been found.
Total number of sites of Ulich tribes diseovered on the territory of Nemyriv region amounts to thirteen (13). 
Legends say Myriv city was laid on the place of the former Kievan Rus settlement, but it was later destroyed and reduced to ashes during Tartar raids. 
Nemyriv city was founded at the end of the 14th century. Nemyriv has picturesque and advantageous location, attracting people since times immemorial. This is the simple explanation why this territory abounds in settlements belonging to Paleolithic and Neolithic settlements and Trypillian and Old Russian sites. 
At the beginning of the 19th century prince Potocki, the landlord of Nemyriv, launched an ambitious project of city development, and due to his efforts Nemyriv got two-storeyed landlord's palace with gallery, Orthodox and Lutheran churches, large building of male classical school, English cottages and Swiss chalets, and, in the landlord's estate, — a green house, riding hall, stables and carriage house were built. 
Only the building of a former classical school and, partly, the Lutheran church resisted implacable time. Original palace lasted in Nemyriv only for 40 years, than it was dismantled and replaced by the new one, modern Nemyriv is proud of. 
A classical school building is still used according to its initial destination. Several commemorative plaques can be seen on the severe official facade, reminding to our contemporaries how many outstanding personalities studied and taught here. 
Nemyriv classical school played an important role in the progress of education in Podillya. Faculty of the school included in various periods several bright personalities: Iu. Belina-Kendzhytskyi, the poet and Taras Shevchenko's friend, taught the Polish language in the school; M. Nomis, the well-known Ukrainian ethnographer and folklore collector, disseminated seeds of the knowledge there; O. V. Markovych, Ukrainian folk researcher and ethnographer, married to Marko Vovchok (Maria Vilinska), a great Ukrainian writer and poetess, taught geography in 1855-1859.
Nikolay Ivanovich Pirogov, the outstanding Russian surgeon and Supervisor of Kyiv Educational Precinct, visited Nemyriv classical school, and banned corporal punishment (whipping by a birch) in the school. 
The big Ukrainian artist I. M. Soshenko was teaching drawing at Nemyriv school in 1846-1847. 
The palace of Boleslaw Potocki played an important role in cultural development of Nemyriv at that time. Balls and soirees were held in the palace, with participation, atony, with the Count's friends and neighboring landlords, of local intellectuals, professors and teachers of a classical school, officers of the local regiment and clerks, who were coining upon invitation of the Count. Ferenc List, the Hungarian composer of genius and talented piano performer, was giving concerts in the palace in winter 1847. In 1850 Potocki received the great French novelist Honore de Balzac with his wife Evelin Gianska as guests. 
Among the great personalities who visited Nemyriv are Bogdan Khmelnytskyi, Ivan Pidkova, Severyn Nalyvaiko, Ivan Bogun, Danylo Nechai, Maksym Kryvonis, Petro Sagaidachnyi, Petro Doroshenko, Tsar Peter the Great, Russian General Alexander Suvorov, leader of popular uprising in Poland (the 18th century) Tadeush Kostiushko. 
In 1648 lov Boretskyi, the outstanding Ukrainian public figure and writer-polemist, the author of several treatises, visited the lands of Bratslav. At that time he was holding the office of Metropolis, the Head of Kyiv Kcclcsiastic province. He consecrated the Church of Resurrection, built in Nemyriv at cost of a local community. 
Nemyriv region is the homeland of the great Russian poet Nikolay Nekrasov. Nemyriv community erected a monument to Nekrasov and inaugurated a memorial hall to his honor. 
Takeoff of the literary career of Marko Vovchok is also associated with Nemyriv. Several cases and plots of her novels, dedicated to peasants' life, are based on real events she witnessed or heard about in Nemyriv. 
Taras Shevchenko visited Bratslav in transit and neighboring villages, a part of the State Marly Texts Committee. There he transcribed folk songs, legends and stories, collected testimonies about tumuli (kurgans) and canyons, kept a register of ancient buildings. Other than of scientific interest he took a part in the mission wishing to visit places associated with the names of the glorious colonel S. Paliy, people avenger U. Karmaliuk and other leaders of Haidamak campaigns. 
Nemyriv inspired Mykhailo Starytskyi to creation of beautiful verses, love lyrics "Appeal" ("This Moonlit Night"), which later became a real «folk» song. 
The land of Nemyriv gave to the world an outstanding composer, author of ever-living songs, Mykola Leontovych, who was born in Monastyrok village, some two kilometers from Nemyriv. 
Nemvriv community holds in reverence the name of the Count Stanislaw-Felix Potocki, one of the most important noblemen in the whole Right-Bank Ukraine, not only in Podillya. 

The region is rich in talented craftsmen. They produce items of glass-beads, macrame, wickerwork, embroidery and images (drawing) made on the tree bark, paintings by amateur artists, items made of timber, and wickerwork made of willow branches. All these pieces of folk craft can be purchased at fairs, held on the eve of big festivities and holidays. 
Visiting Nemyriv region you'll have a plenty of opportunities to learn about region history and outstanding personalities, to enjoy local scenery, to go collecting mushrooms and berries, to fish from the boat, or to simply run barefooted over a dusty and warm countryroad and dive into the fresh water of a small lake... Not only local villages preserved traditional hospitality, but they also preserved ancient customs and rites. You can watch local people performing rites, singing, dancing and cooking traditional dishes of the Ukrainian cuisine, or you can take a part in the ceremonies, enjoying them even better. You can take a ride on a hay cart, going through a forest or a field, or a village. And you can taste delicious Ukrainian meals!


[Russian language]
 «Время основания Немирова неизвестно, но предания и письменные свидетельства дают ему древность очень почтенную», — говорится в книге «Городские поселения в Российской империи» (т. 4, Спб., 1864, с. 97). 
Следы этой древности в виде огромного городища сохранились в трех километрах к востоку от современного Немирова. Поселение существовало там и во времена неолита, трипольской культуры, и в раннескифский период, и в эпоху расцвета Киевской Руси — вплоть до татаро-монгольского нашествия XIII века. 

С уютным городом нельзя расстаться, не познакомившись с его выдающейся археологической достопримечательностью. Для этого совершим пешеходную прогулку от парка на восток, вниз по течению маленькой речки Мирки, выпущенной из немировских прудов в широкую долину. Тропинка ведет полями вдоль потока, то исчезающего в зарослях тростника, то бегущего в глубокой канаве, журча на встречных камнях под свисающими ветвями верб. Через три километра речка круто петляет перед рядами расступившихся высоких валов, далеко уходящих в стороны от русла. Сверху открывается величественная картина огромной территории, охваченной валами. Еще бы!— длина их пять с половиной километров, ширина у основания тридцать два метра, высота девять метров. Валы огораживают поле площадью сто пятьдесят гектаров. Недаром народ издавна назвал это урочище Великі Вали, причем в украинском языке слово «великий» имеет два значения: великий и большой; оба они подходят к удивительному месту. Это — одно из древнейших городищ на территории Украины. Внутри находится еще одно укрепление — замчиско. 
Археологи нашли здесь следы трипольской культуры, поселение раннескифского периода (VII—VI вв. до н. э.), остатки жилищ с глинобитными печами, землянки с обитыми деревом стенами, а также глиняную посуду, наконечники стрел и т. п. Население занималось земледелием и скотовод ством, торговало с Ольвией. О широких экономических связях свидетельствует и то, что на окраинах Немирова были найдены сто двадцать две римские монеты II—III веков и два серебряных перстня с вправленными в них римскими монетами. Кое-что из найденного на городище можно увидеть и в Немировском краеведческом музее, в том числе и жернова. В X—XI веках на этом же месте существовало древнерусское поселение — Миров... 
Тут приятно посидеть, подставив лицо жаркому солнцу и степному ветерку, колышущему короткую выгоревшую траву на южных скатах валов, густую, зеленую — на северных, побродить по бесчисленным тропинкам, протоптанным стадами коров...

Новое укрепление возникло на другом, более удобном для обороны месте — на возвышенности, окруженной с трех сторон речкой, — и получило название, отличное от прежнего летописного (Миров), а именно: Немиров. 
По другой версии Немиров обязан своим названием некоему Немиру, которому князья Кориатовичи дали в 1388 году эти земли. Основанный им городок стал Немировым — Немировом. Первое упоминание такого названия встречается в ярлыке Менгли-Гирея под 1506 годом. 
Турки и татары хорошо знали это поселение, игравшее в силу своего топографического и стратегического положения важную роль в борьбе за Брацлавщину. Крестьяне-беглецы, осваивавшие местные земли, мужественно сопротивлялись набегам беспокойных южных соседей, с которыми не могло справиться своими силами польское правительство. Польский король проводил двойственную политику, балансируя между турецкой экспансией и казацкой непокорностью, стараясь удержать Подолье и Брацлавщину в своей власти. Польские феодалы подавляли всякие народные движения протеста на Украине, и первой жертвой славных казацких вождей пал гетман Иван Подкова. Молдованин по происхождению, он стал запорожским казаком, был избран гетманом и во главе украинско-молдавских отрядов выступил на борьбу с турецким ставленником молдавским господарем Мирчичем. Подкова одержал ряд побед, освободил Яссы и был провозглашен господарем Молдавии. Но вскоре большое турецкое войско двинулось против Подковы. Не имея достаточных сил для отражения натиска противника, он отступил на Украину и в Немирове был обманом захвачен брацлавским воеводой Яном Збаражским. В угоду соглашательской по отношению к султану и крымскому хану политике Стефана Батория Иван Подкова казнен на рынке во Львове 16 июня 1578 года. Прекрасно понимая истинные причины, львовский летописец с горечью и иронией пишет: «Баторий бул во Львові і поіхал на лови (охоту. — Д. М.), а казал козака Подкову стяти (казнить. — Д. М.), бо посол турецький скаржил (жаловался. — Д. М.) на него, що татарув біял і до Полыщ недопущал». 
Древняя часть Немирова расположена подобно многим старым украинским селениям, в которых, по словам Павла Алеппского, «все дороги проходят через средину... причем путешественник вступает в одни ворота и выезжает в другие, а потайных дорог мимо городов вовсе нет. Это большая охрана». Немиров же охраняли с трех сторон пруды, и деревянный замок, подобный винницкому, высился на скалистой круче над водой, против въезда со стороны Вороновицы. Гранитные глыбы, торчащие из воды и из некошеных трав на кручах, помнят многое. Речка, омывающая утес, где стояла городня деревянной крепости, называлась прежде Городницею, а скалистый выступ — Выспой, чем подчеркивалась его неприступность. 
К 40-м годам XVII века Немиров принадлежал самому рьяному поборнику католицизма, отступнику от православия князю Яреме Вишневецкому, известному своим жестоким обращением с крестьянами. Поэтому уже в самом начале освободительной войны, горя жаждой возмездия, сюда устремились казацко-крестьянские войска во главе с ближайшим соратником Хмельницкого Максимом Кривоносом. 20 июня 1648 года повстанцы подошли к Немирову. Реально оценив соотношение сил и явно более выгодную позицию укрывшегося в замке польского гарнизона. Кривонос спрятал основной отряд в укрытии, а вперед выслал полсотни казаков, одетых по-польски. Перед воротами они появились с хоругвью, ударили в литавры, заиграли в трубы, выполняя обычный средневековый ритуал приветствия, подзадориваемая криками горожан: "Войско польское идет рас оборонять!" - стража впустила отряд и тут же поплатилась за свою ошибку: началась жестокая сеча, а в распахнутые ворота уже рвались основные силы Кривоноса. Побоище, устроенное им в местечке, было достаточно жестоким, но то был правый народный гнев, накопившийся под шляхетско-католическим гнетом. 
На подавление восстания выступил с Левобережья со своим войском Вишневецкий. Фуражиры, высланные им за провиантом в Немиров, были, естественно, изгнаны, и тогда явился сам разъяренный князь. Его вымуштрованные «жовниры» приступом взяли замок. Расправа с повстанцами превзошла все жестокости той войны. Каждый, кто был заподозрен как участник восстания, подвергался страшным пыткам. По свидетельству современников, Вишневецкий требовал от своих подручных мучать пленников так, «чтобы они чувствовали, что умирают». Долго еще в памяти немировцев оставались «намиста» из голов. Впрочем, едва кровожадный князь отправился дальше усмирять край, как в Немиров вернулись казаки, и до конца 1654 года город оставался сотенным местечком Брацлавского полка. 
В период турецкого владычества, с 1685 года Немиров становится, правда ненадолго, столицей учрежденного турками «Сарматского княжества». Здесь не с лучшей стороны проявил себя «князь» Юрко Хмельницкий, оказавшийся недостойным славы знаменитого отца. Его правление в Немирове отмечено не постройкой храма, как полагалось по неписаным традициям старины, а заведением гарема. Впрочем, и турки скоро разобрались в своем вассале: за злоупотребление властью судим был Юрко в Каменце. На городской площади накинули ему веревку на шею, отвели к мосту, там задушили и сбросили в Смотрич. А за кручей над немировским прудом, видевшей многих можновладцев, закрепилось название в память самого одиозного из них — «замок Юрка Хмельницкого». 
К началу XVIII века истощенная войнами и нашествиями Брацлавщина заметно пустеет. Московский священник Иван Лукьянов, отправившийся в 1710 году в «святую землю», пять дней ехал от Паволочи до Немирова, и было это «путное шествие печально и уныло, бяше бо видати ни града, ни села; аще бо и быше прежде сего грады красны и нарочиты селы видением — но ныне точно пусто место и не населяемо, не бе видети человека. Пустыня велия и зверей множество: козы дикие, и волцы; лоси, медведи; ныне же все развоевано да разорено от Крымцев. А земля зело угодна и хлебородна, и овощу всякого много; сады что дикий лес: яблоки, орехи воложские, сливы, дули, да все пустыня; не дадут собаки Татары населиться; только населятся селы, а они собаки пришед и разорят, а всех людей в полон поберут. Не погрешу эту землю назвать златою, понеже всего много на ней родится. И идохом тою пустынею пять дней, ничто же видихом от человека... только тропы татарские конные». Можно усомниться в объективности подобной картины полного запустения, приняв во внимание склонность старых авторов к преувеличениям, однако доля истины все же велика. Но и в годы пустки Немиров не пустел. 
А когда возобновилась польско-католическая экспансия на Подолье и Брацлавщину, народ вновь поднялся на борьбу. Ватажки гайдамаков Палий, Самусь, Абазин держали в страхе немировских панов. Старинные украинские песни хранят образы легендарных героев — борцов за лучшую долю. Вот как пелось о знаменитом фастовском полковнике Семене Палие: 
"Люлька в зубах зашкварчала, 
Шабля в ножнах забренчала, — 
Шабля різанину чує, 
Люлька пожари віщує. 
То Палій, то Палій !
Де був город — попелище, 
Де був замок — там кладбище; 
Хто в пожару пана шкварить ? 
I з пожару люльку палить? 
То Палій, то Палій!"
После неудачного для казаков боя под Ладыжином в 1703 году был захвачен сподвижник Палия брацлавский полковник Андрий Абазин, о котором в народе пели такую песню: 
"Ось то тобі, Абазіне, Від ляхів заплата, — 
Серед ринку в Немирові Головонька знята!"
В начале XVIII века местечко принадлежало уже Потоцким. Они восстановили замок и дворец в нем, где в 1737 году с августа по ноябрь великий коронный гетман Юзеф Потоцкий принимал дипломатов России, Австрии и Турции, собравшихся во время русско-турецкой войны на конгресс, получивший впоследствии историческое название — Немировский конгресс. Русскую делегацию возглавляли видные дипломаты петровской школы П. П. Шафиров, И. И. Неплюев, А. П. Волынский. Прошло еще полвека. В полдень 16 мая 1787 года пушечный салют эхом разнесся над прудами, возвестив о прибытии короля Станислава-Августа. Пока перепрягали и пасли лошадей, король осматривал Немиров, где многое могло ему понравиться, будучи плодом его политики. Вот в коротких камзолах и треуголках выстроился для приветствия "корпус шляхетной молодежи" - созданное по наставлениям Эдукационной комиссии частное учебное заведение. А вот мануфактуры, разместившиеся в старом замке, где вырабатывались полотняные набивные скатерти и головные платки, называвшиеся колтринами, потому что на них наносился рисунок панских обоев — шпалер. Здесь же ткали ковры, причем их узор имел много общего с традиционным украинским цветным ковром — килимом. Ведь каждая крестьянская семья, ведя натуральное хозяйство, держала несколько овец. Как говорили на Украине, «від вівці три вигоди — кожух, свита й губа сита». Свита шилась из сукна, вырабатывавшегося дома на том же станке — верстате, что и полотно и ковер. Немировские мануфактуры выпускали и кожаные изделия. Весь этот товар славился на ярмарках, пользовался спросом и на внешнем рынке. Замок был отдан под мануфактуру не случайно. Шли веяния новой моды, и великий подкоморий Винцентий Потоцкий построил другую резиденцию-палац, окружив его регулярным парком, который начали закладывать как раз во время визита короля. Магнат чувствовал себя в своих имениях неким удельным князем, даже чеканил собственную монету с изображением фамильного герба «Пилява». Большой любитель садоводства, он ввел новый обычай: его крестьяне могли жениться лишь в том случае, если посадили несколько фруктовых деревьев, причем привой нужно было брать непременно в графском питомнике, а уж там сорта подбирались наилучшие. Сады в Немирове и соседней Ковалевке славятся и поныне. Существует предание, будто дворец в Немирове — одноэтажный, с белой колоннадой и оранжереей пальм в правом крыле — разобрали по прихоти Винцентия и перенесли в Ковалевку. Но здание не сохранилось, а прекрасный парк в Ковалевке с декоративными насаждениями и прудами переделывал после 1831 года уже знакомый нам паркостроитель Д. Макклер.
В 1803 и 1811 году Немиров сгорел дотла, и из построек времен Щенсного сохранился на главной улице приходский костел Иосифа Обручника (1805). Даже утратив в 1930-е годы две громадные симметричные башни на фасаде, превосходившие по высоте все сооружения города, костел все так же украшает Немиров. Его фасад оформлен лоджией из спаренных колонн ионического ордера меж двух ризалитов, эффектно оттеняющей вход. Несмотря на дробность и некоторую измельченность объемов, здание впечатляет хорошей, грамотной проработкой классических архитектурных деталей, Выкраска в два цвета (желтый и белый) отвечает требованиям позднеклассического стиля, тогда еще очень непривычного в сакральной архитектуре.
А сзади костела (ныне — Дом культуры) — небольшая, прежде знаменитая торговая площадь Колода. Когда-то посреди площади лежала колода с выдолбленными в ней гнездами — емкостями, каждая из которых точно соответствовала пуду пшеницы, пуду ячменя, гороха и т. д.
Д.В.Малаков, "По Брацлавщине", Москва, 1982
 
Login form
Swallow`s Nest
Livadia Palace of Nicolas ІІ (Roosevelt`s residence in 1945)
Alupka Palace of Count Vorontsov
The Orthodox Cathedral of Alexander Nevskiy
Yusupov Palace (Stalin`s Residence 1945)
Massandra Palace of Alexander ІІІ (Stalin`s Dacha)
The Emir`s of Buhara Palace
Armenian Church of Saint Ripsime
Foros Church of the Ascencion on the rock
Kichkine Palace of the Great Prince Demetrius Romanov
Dulber Palace of the Great Prince Peter Romanov
Charax Palace of the Great Prince Georgi Michailovich Romanov
 
site search form

Total online: 1
Guests: 1
Users: 0
Copyright Sergey Tsarapora © 2017