Pechera
Guests are also offered tours to Sokilets and Pechera, where they could see Pechera Catholic church, with the sepulchral vault of the noble family of Potocki, local landlords in the period from the end of the 18th century to the beginning of the 20th century. This mausoleum in Pechera village (Tulchyn region) was built by the architect Vladyslav Gorodetskyi in Romanesque architectural style.
Vladyslav Gorodetskyi was born in a small village Sholudky (Nemyriv region), and constructed several important buildings in Kyiv, including Museum of Arts and Antiquities (currently National Art Museum), Roman Catholic Church of Saint Nicholas. But Gorodetskyi mansion, built on Bankova street, 10 in Kyiv, is considered to be the acme of his architectural heritage (so called House with Chimeras, built in 1903).
«Druzhba» rehabilitation center is distant 3 km from Vovchok village, and 4 km from Vinnytsia—Tulchyn highway. The Center is located amidst a beautiful forest, close to the Pivdennyi Bug River. In the Rehabilitation Center vicinities the ruins of the old monastery can be viewed, and near Korzhivka village — an old watermill.
[Russian language]
Порожистая, усеянная валунами река в жаркие летние месяцы мелела, но мельница работала исправно: вода по длинному каналу идет параллельно руслу. Там, где канал берет начало, устроена система шлюзов. К тому же Буг частично перекрыт завалами валунов, что дополнительно усиливает напор воды, поэтому канал всегда полноводен.
В 1710 году Иван Лукьянов, путешествовавший по «святым землям», переправлялся здесь на пароме и был поражен видом на «горы каменные великие» — Печеру. Действительно, берега здесь очень живописны, что не раз привлекало кинематографистов. Стиснутая высокими скалистыми берегами, поросшими короткой, продуваемой всеми ветрами травой, река струится меж могучих валунов, напоминающих огромное сказочное стадо, пришедшее на водопой и частью разбредшееся среди бурлящих, пенящихся потоков. А над самой отвесной кручей, среди синих цветов цикория и жестких зонтиков деревия-тысячелистника вознесся в небо строчный силуэт трехчастного деревянного храма безупречных цропорций. Отдельно от него стоит массивный каменный столп обезглавленной колокольни, напоминающий древнюю сторожевую башню. Картина незабываемая!
Обе постройки стоят там, где оставила следы многовековая история Печеры. Именно в толще скалы скрыты старинные ходы и пещеры, дававшие приют и убежище жителям во времена нашествий и давшие имя селу... Земля долго хранит следы активной человеческой деятельности, драматических событий в истории общества, подобных минувшей войне, оставившей в память о себе окопы и воронки.
Археологические исследования, проведенные в Печере в 1947 —1948 годах под руководством профессора М. И. Артамонова, дали богатый материал, подтверждающий народные предания и легенды. Многослойный археологический памятник рассказал о давности заселения выступа над Бугом, удобного в оборонном и стратегическом отношении.
Здесь найдены остатки жилищ раннего и позднего третичного времени — полуземлянки, керамика с углубленным орнаментом (раннее триполье), грузила, мотыги из оленьих рогов, кремневые орудия труда и посуда, кремневые топоры позднего триполья.
С конца XVI века Печера упоминается в польских актах как принадлежащая магнатам Збаражским. Во времена турецкого владычества опустошенные «руиной» берега Буга вновь начинают заселяться, чему в известной мере способствовал фирман султана 1682 года, провозгласивший молдавского господаря Дуку правителем и Правобережной Украины.
Грек из Албании, Георгий Дука, хитростями достиг боярского достоинства при дворе молдавского господаря Истрата Дабижи, женился на его падчерице Анастасии, а после смерти тестя сумел занять княжеский престол господаря Молдавии. Угождая одновременно Высокой Порте и Речи Посполитой, Дука с помощью турок побывал на троне трижды. Но годы его правления вошли в историю Молдавии как время неограниченной тирании, обременительных налогов и жестоких наказаний. Вот строки из Летописи Величко: «Року от положения пределов морю 7191, а от явления в мире плотию Второго Адама, року 1683. По всеконечном запустении Чигирина и всей тогобочной остатка Малороссийской Козакорускои Украины, турчин хотячи оную под свою власть имети, и людми сегобочными оную знову ку своей неситой користи наполнит, злецил Дуце Господареве своему Волоскому оную Украину в дозор и владение. Инии же повествоваху тогда, что Господар Дука за суму немалую купил был себе у Царя Турецкого помененную пустую Козацкую Украину, и для своего в ней панования желал наполнитися ей людми сегобочными, а для своей Господарской резиденции, в полку Браславском за Богом, в городку Печери велел знаменитий дом себе збудовати, и в нем живучи хотел обоими Украинскою и Волоскою землями владети».
И молдавский летописец Никулче пишет: «На всех он, Дука смотрел свысока. Дворец свой, стол свой он содержал по-царски. И когда выходил к народу, его взгляд был хмурым, для устрашения людей...»
После поражения турок в 1683 году под Веной, в осаде которой участвовал и Дука, в Молдавии снова вспыхнули волнения. Ими воспользовался молдавский боярин Петричейку, занявший престол после победы над войсками Дуки. Последний был изгнан в Польшу, где и умер.
История восшествия на престол Дуки, его коварство, жестокость и хитрость как самые отрицательные качества человека-тирана, наконец, легенда об изгнании, когда он, уже жалкий оборванец, лежа в простом возке, запряженном для еще большего унижения разномастными лошадьми, попросил у проходившей мимо крестьянки молока и услышал, неузнанный, из ее уст проклятие — приговор народа тирану,— все это очень интересовало молодого Пушкина. Тема своевластного владыки, проклятого своим народом, была созвучна мыслям Пушкина, сосланного в Кишинев, где он слышал много легенд о прошлом Молдавии и написал повесть "Дука, молдавское предание XVII века", которую давал читать своим молдавским друзьям. К сожалению, тогда же повесть эта и пропала.
Расположение Печеры — между Днестром и Днепром, на круче над Бугом — словно символизировало величие и неприступность самого Дуки, который возвел здесь каменный дворец, но жил в нем, как и правил, недолго. Одновременно появились и первые насаждения регулярного парка в восьмистах метрах выше по течению реки, на другом выступе скал. Быть может, намечалось строительство более пышной резиденции.
А следующий после Дуки "сарматский князь" Юрко Хмельницкий, назначенный турками, перенес столицу в Немиров, еще «ближе» к Днепру. Дворец забросили, и все пришло в запустение.
Вот и парк, заложенный господарем Дукой в 1682 году. Первоначальный его план имел форму вытянутого параллельно реке прямоугольника, поделенного надвое по большей стороне широкой четырехрядной аллеей из формованных лип — от ворот ко дворцу. Еще и сейчас здесь можно встретить деревья, сохранившиеся от ранних посадок. Обе половины парка разделены по диагоналям двухрядными липовыми аллеями, ими же окаймлен весь периметр. В то же время от реки в парк был проложен водопровод, который не сохранился. В конце XVIII века, когда распространилась мода на английские, пейзажные, парки, новые владельцы Печеры, Свейковские, построив дворец, значительно расширили площадь парка за счет долины Буга и левого берега; дикая местная природа с нагромождениями валунов, живописными обрывами и вековыми деревьями предоставляла редкую возможность устроить громадный романтический «хаос». А чтобы внести необходимые поправки в естественное окружение, перемещались валуны, создавались гроты и купальни. С затратами, разумеется, не считались. Для нарушения ставшей уже немодной симметрии в регулярной части парка подсадили новые деревья, но планировка главных аллей сохранилась. Включив в парк реку с ее красивыми пейзажами, новые строители пробили по склону от дворца каменную лестницу, украсив ее мраморными статуями. Широкую террассу у дворца ограждала балюстрада с вазами. Отсюда открывался еще не заслоненный дико и привольно разросшимися теперь деревьями живописный вид на Буг, на дали за рекой.
Большое двухэтажное здание дворца палладианской архитектуры соединялось четвертными галереями с флигелями, образуя курдонер, открытый в сторону парадной аллеи от ворот. Главный фасад украшали портик и отлично выполненные классические, с фронтончиками наличники окон второго этажа. И как дань уходящему барокко оригинальные вычурные наличники выделяли окна нижнего этажа. Глубокая лоджия из четырех колонн большого ионического ордера меж двух ризалитов о пяти таких же великолепных окнах на каждом украшала обращенный к реке фасад.
В печерском парке сохранился последний архитектурный "всплеск" ушедших времен: стилизованный под романскую архитектуру мавзолей. Надписи на цоколе сделаны на польском языке: «Проектировал Владислав Городецкий», «строили Константин и Янина из Потоцких, супруги Потоцкие, 1904 год».
Известный киевский архитектор В. В. Городецкий (1863 — 1930), окончивший с серебряной медалью Петербургскую Академию художеств, в свое время прославился в Украине, в Польше и в Иране (похоронен в Тегеране) отличным знанием архитектурных стилей разных времен и народов. Оригинальные творческие приемы Городецкого нашли свое развитие и в Печере. Мавзолей представляет собой каплицу, имеющую в плане латинский крест. Высокие щипцы с трех сторон поднимаются над совершенно одинаковыми романскими порталами, из которых боковые обрамляют когда-то витражные окна, а западный — главный вход. Восточная сторона здания оформлена в виде апсиды. Под ней устроен спуск в полукруглую крипту. Широко используя архитектурные стили прошлого, Городецкий в то же время смело применял новые строительные материалы и конструкции. В проемах узких окон — сотовое заполнение из продолговатых шестиугольных стеклоблоков — белых, оранжевых, сиреневых. Идеально ровный кафельный пол, массивные дубовые двери, стены, сложенные из рваного гранитного камня, песчаник и бетон — множество природных и искусственных материалов применено при сооружении относительно небольшого здания. Безупречная стилевая точность деталей — результат не только профессиональной эрудиции мастера, но и отличного исполнения в материале, в том числе и в новом материале. Одинаковая обработка песчаника и бетона имеет общность с киевскими работами Городецкого. Можно предположить, что и в Печере над лепными деталями работали если не сами братья Саля, то их ученики. К работе в бетоне подходили очень серьезно, оценивая его так же, как и классические природные материалы. По уже законченным, намертво застывшим бетонным деталям скульптор Элия Саля проходил резцом, совершенствуя формы и оставляя на произведении след авторской руки. Исключительно высокая техника и тщательность обработки бетона окупились сторицею: только при самом ближайшем рассмотрении, сличая структуру поверхности природного и искусственного камня, можно отличить бетон от песчаника.
Очень интересна дубовая дверь мавзолея с накладными петлями-завесами замечательного рисунка. До мелочей все продумано зодчим (даже шляпки гвоздей — узорные).
В центре крипты, где так и остались незаполненными несколько аркосолий, привлекает внимание большая бело-мраморная плита. Длинные эпитафии помещены под двумя резными гербами: крест «Пилява» с латинским девизом «Щит противопоставлял щитам» — дома Потоцких и «Тжаска» — турецкий полумесяц, поражаемый сверху и снизу двумя мечами,— дома Свейковских.
Надо попутно заметить, что польская геральдика отличалась от принятой в остальных странах средневековой Европы. Гербы в Польше использовались первоначально в качестве своеобразного «опознавательного» знака на знамени выступавшего в поход регионального войскового отряда, собранного тем или иным феодалом. Знаки эти простого, легко различимого рисунка со временем стали принадлежностью наиболее знатных родов; некоторым дворянам герб дома служил как «приставка» к фамилии.
Перед мавзолеем — большие стилизованные ворота. Два пилона фланкируют въезд. Внутри каждого устроена небольшая звонница. Опоры решетчатой ограды декорированы рельефными крестами во всю высоту, и сама решетка сделана с большим вкусом и мастерством. Густые заросли парка придают этому уголку своеобразную прелесть.
А против ворот — по ту сторону глухой каменной стены — обширный бывший хозяйственный двор, застроенный в 1912 — 1915 годах по проекту Яна Гойриха такими же капитальными сооружениями, как и мельница в Сокольце, способного архитектора, тоже окончившего Петербургскую Академию художеств. Он же пристраивал и переделывал некоторые части печерского дворца, разобранного в 1920-х годах.
Печеру нельзя покинуть, не спустившись к реке, чтобы побродить по ее живописным берегам, испытать прелесть соленечных и водных ванн среди удивительных природных куплен меж валунами.
Д.В.Малаков, "По Брацлавщине", Москва, 1982