Voronovytsya Palace and Estate
[Russain kanguage]
Спустя двести лет Вороновицкая усадьба все еще производит хорошо рассчитанный эффект внезапного, неожиданного появления среди сельской зелени, после беленьких хат под соломенными «стрихами» импозантного трехэтажного здания, обращенного фасадом к дороге. Зеленые насаждения по краю усадьбы организованы так, что оставляют одну ограниченную точку обзора — точно по оси симметрии — на стройную фронтальную композицию дворца (1760-е гг.). В центре его массивный рустованный цоколь с тремя арками входов и нишами между ними несет спаренные колонны, объединяющие средний и верхний этажи фасада. Своеобразно трактованные огромные капители композиторного ордера вылеплены сочно, чрезвычайно рельефно. Обильная лепка растительного орнамента покрывает фриз и полукруглый выступ в центре парапета, венчающего портик.
Короткими дугами расходятся от центрального объема двухэтажные крылья, оканчивающиеся павильонами под сферическими куполами.
Здесь отчетливее, чем в Пятничанах, заметна принесенная из Франции модой века широкая пространственная осевая композиция, в которой дворец поставлен между обширным открытым парадным двором, окруженным флигелями и службами, и большим парком-садом. Не поддаваясь соблазну пройти кратчайшим путем — напрямик по новой дорожке через круглый партер, — проделаем путь, задуманный зодчим — по кольцевому подъезду. И тогда, по мере продвижения, плоская фронтальная композиция станет раскрываться в объеме, являя все тонкости палладианских приемов Ярко, выпукло вырисовываются великолепные формы здания, пластика объемов и деталей, главенство Центральной части дворца, плавный изгиб крыльев, под карнизом которых бежит древний римский орнамент — гирлянды из плодов и цветов, чередующиеся с бычьими черепами.
Не часто встречается у нас этот орнамент, мотив которого восходит традицией к еще языческому обычаю украшать святилище черепами жертвенных животных. Первые христианские храмы Древнего Рима, а затем капеллы и склепы эпохи Возрождения декорировались примененным и в Вороновице орнаментом — так называемым букранионовым.
В интерьере лучше всего сохранились потолки в двух залах, завершающих анфиладу южного крыла во втором этаже. Подчиняясь изогнутой форме плана, скрывая его криволинейность, первый зал для сохранения непременной симметрии выполнен в виде вытянутого овала. Помещение перекрыто зеркальным сводом с большим овальным плафоном, расчерченным крупной рельефной сеткой по диагоналям на квадратные ячейки, заполненные лепными цветами. Из двух крупнолистных розеток, обрамленных акантом и цветами подсолнечника, некогда свисали хрустальные люстры. Трепетное сияние множества свечей струилось на плафон и замечательный рельеф, сплошь покрывающий падуги. Взмахнув лебедиными крыльями — руками, застыла с легкой улыбкой античная дева — богиня победы Нике; от ее бедра исходят длинные стебли аканта, переплетающиеся с виноградной лозой и включающие изображение рычащих льва и львицы — аллегорию силы. Гротескный сюжет повторен симметрично попарно по обеим сторонам зала. А между распалубками дверей и ниш помещены стройные полуобнаженные фигуры Флоры, богини весны, и Гебы, олицетворения юности, прислуживавшей богам на Олимпе во время их пиров и обносившей кубками с нектаром — напитком вечной молодости и бессмертия. Можно предположить, что под сводом зала некогда стоял овальный стол, не раз служивший для роскошных пиров брацлавских «богов»...
Соседний зал в торце-павильоне квадратный в плане. Сквозь окна с трех сторон весь световой день льются солнечные лучи, поочередно освещая шестнадцать белых колонн тосканского ордера, поставленные в круг. На них опирается высокий конический свод, разделенный гирляндами на шестнадцать же, по числу колонн, долей; между гирляндами — лепные девы. Линии орнамента, устремленные к большой рельефной розетке из акантовых листьев в венке из садовых цветов, убывают по ширине, зрительно создавая иллюзию гораздо большей высоты зала, чем в действительности. А сегодняшняя действительность напоминает о себе поднятым под свод старинного зала макетом турбореактивного ракетоносца — экспонатом местного Музея истории авиации им. А. Ф. Можайского.
Д.В.Малаков, "По Брацлавщине", Москва, 1982
|