Stryzhivka
[Russian language]
Недалеко от Пятничан, в нескольких километрах выше по течению Буга, на правом его берегу, лежит старое село Стрижавка. Место обитания древнее: здесь обнаружены следы поселения, относящегося к периоду Черняховской культуры.
В середине XVIII века Стрижавка получила права местечка и в качестве приданого перешла от Потоцких к Грохольским, к этому времени уже владевших соседними Пятничанами.
Сын Марцина Грохольского Николай - новый хозяин Стрижавки - усовершенствовал здесь сельское хозяйство и садоводство и даже «экспортировал» фрукты в Россию. Усадьбу над Бугом он перестроил наподобие укрепления, окружив дворец парком. Во дворце была обширная библиотека, прекрасное собрание картин и скульптуры. В 1817 году Н. Грохольского избрали подольским губернским предводителем дворянства, но он мало занимался делами, связанными с этой должностью. Александр I, посетив в 1822 году Подолье, назначил Николая вице-губернатором, а через два года — гражданским губернатором. Грохольский ппрежнему не утруждал себя делами губернии, уделяя внимание лишь внешней стороне, которой, наверное, умел блеснуть. Во время польского восстания 1831 года он активно помогал повстанцам, за что был «уволен от должности», водворен в Тереспольскую крепость, а потом сослан под надзор полиции в Бендеры. Сыновей у него не было, а дочь Мария в 1834 году вышла замуж за Альберта Моравского. Новый пан запустил имение и увяз в долгах. Фамильную Стрижавку спас, оплатив долги в 1866 году, Тадеуш Грохольский — художник, в молодости поручик конной гвардии, учившийся живописи в Париже у Бонна, в Мадриде, Мюнхене, Вене, Кракове (был близок с выдающимися польскими художниками Я. Матейкой и Ю. Коссаком). Т. Грохольский послал за свой счет талантливого крестьянина из Стрижавки Яна Заседателя в Рим учиться рисованию. Способный самоучка вырос в настоящего художника. Его портреты крестьянских девушек, полные элегического настроения и симпатии к своим героиням, украшают отдел изобразительного искусства Винницкого краеведческого музея.
Эти подробности о Грохольских показывают довольно типичную эволюцию магнатского рода на протяжении века — от времен безграничного своевластия через период двойственной по отношению к царизму политической игры до падения крепостного права и зарождения новых веяний.
Дворец в Стрижавке (1810-е гг.) стоял на возвышенности слева от дороги, ведущей от моста через Буг в село. Импозантное здание с шестиколонным выносным портиком перед центральным ризалитом в три этажа отличалось хорошими пропорциями и формами развитого классицизма. Вокруг лежал пейзажный парк с огромными дубами и природными скалами над Бугом.
А справа от дороги, на другой круче, высилась церковь Вознесения (1847), ныне лежащая в живописных развалинах красного кирпича.
Перспективу с реки замыкает эффектно поставленное между кручами, на развилке дорог несколько необычной архитектуры сооружение - бывший приходской костел (1827).
Утратив башню-ротонду над входом, костел почти не производит впечатление церковного здания. Крупные членения прямоугольного вытянутого объема, крепованного ризалитами по краям боковых фасадов, напоминают по композиции дворец в Пятничанах. Многие детали кроме ротонды тоже утрачены: карниз, полукруглое окно над порталом, полукруглые фронтоны над ризалитами, растесаны окна, но остался руст и хорошо проработанный дорический фриз с триглифами и розетками в метопах.
Капитальность культовых построек в Стрижавке не случайна. Грохольские хотели держать «подданных» в покорности, но жестокая эксплуатация крестьян часто выливалась в восстания. В годы проведения земельной реформы, во времена первой русской революции и в гражданскую войну в селе обычно стоял специальный гарнизон для устрашения или приходили каратели и устраивали порку «ватажков»...
Д.В.Малаков, "По Брацлавщине", Москва, 1982
|