Yalta - Sevastopol Private Tour Guides

       with historian Sergey Tsarapora


    Private Guides in Crimea
    Tours, Shore Excursions, Transfers, Travels
   e-mail: sergey.tsarapora@gmail.com
                 sergo22yalta@gmail.com                 

site menu
offers category
UKRAINE FAMOUS PEOPLE [2]
VINNYTSYA & SURROUNDINGS TOURS [20]
site friends

 
Home » Files » UKRAINE TOURS » VINNYTSYA & SURROUNDINGS TOURS

Grocholsky Palace in Pyatnychany. Дворец Грохольских в Пятничанах
[ ] 30.10.2016, 20:58
Grocholsky Palace in Pyatnychany

[Russian language]
В одной старой книге образно отмечены социально-экономические основы бурного расцвета поместного строительства на Подолье конца XVIII века, когда после исчезновения угрозы татарских и турецких набегов еще сильнее стала безраздельная власть крупных магнатов-крепостников: «Не осталось и следа от винницкого замка, но зато в окрестных селах высятся дворцы и замки. В правление Станислава-Августа вознеслись некоторые брацлавские фамилии и с тех пор из каждого сенаторского кресла выросло несколько дворцов». К таким именно дворцам относились расположенные вокруг Винницы три резиденции графов Грохольских: Пятничаны, Стрижавка и Вороновица. 

Пятничаны теперь находятся уже на территории современной разросшейся Винницы, на северной ее окраине. Еще в «люстрации» ревизии Льва Тышкевича 1545 года названа «за Коцюбовою городнею Мишка Степановича з именя его Петничан городня», то есть усадьба. И дальше, в записи об обмене сел, «которые к замку Винницкому тягнуть господарских и боярских людей», упоминается «в Петничанах и в Демковцах, в именях Мишка Степановича и сто и десят человека; которое имение Петничаны отець его Степан выслужил на господари його Мылости за небощика (покойного.— Д. М.) князя Константина».
Переходя из рук в руки польских помещиков то за «заслуги», то в качестве приданого или наследства, достались Пятничаны Марцину, сыну Михала Грохольского. Марцин, «пан на Грицове (Волынь.— Д. М.) и Пятничанах», построил в обеих усадьбах дворцы, где в 1781 году принимал короля Станислава-Августа. Палацы понравились королю, в письме от 10 января 1782 года он упоминает о «планах и абрисах» Грицова и Пятничан. 
И позже, на протяжении XIX века пятничанский дворец не раз служил резиденцией для проезжающих русских и иноземных монархов. 
Дворцовый ансамбль (1770-е гг.) представлял распространенную в переходный от барокко к классицизму период композицию из симметричных, убывающих к краям объемов. В центре их находился трехэтажный корпус дворца, сохранившийся доныне. Выглядит он сейчас странно, потому что время уничтожило наличники окон, проемы растесаны, и только крупная рустика углов двух узких ризалитов, попарно фланкирующих оба фасада, да большие, нарочито «выпяченные» триглифы и сухарики напоминают о былом великолепии. Любопытная подробность: вертикальная ось симметрии дворцовой композиции приходится на простенок, ибо количество окон на фасаде четное! Между ризалитами помещалась колонная лоджия, а ритм колонн продолжался на полукруглых крыльях, связывавших главное здание с двухэтажными флигелями. Кроме колоннады дворец и флигели связывало единство декоративного убранства: рустованные стены первого этажа, рустованные углы и пилястры. В плане ансамбль имел вид сильно разомкнутой подковы перед круглым газоном. Центральная ось композиции фиксировалась дорогой, ведущей к хозяйственному двору. В центре его, фасадом к дворцу, на почтительном удалении стоит небольшое двухэтажное здание с когда-то сквозной аркой проезда, декорированное спаренными пилястрами. К его торцам примыкали крылья (сохранилось одно) с круглыми башнями по краям. Здесь помещались службы. 
Светлые здания дворца и служб эффектно выделяются на фоне обильной зелени разросшегося парка. Еще сохранились участки шпалер из плотно посаженных лип — остатки некогда регулярного парка-сада с фруктовыми деревьями и липовыми аллеями, с втиснутой в рамки геометрии природой. Когда миновала мода на регулярные, французские парки, пятничанская усадьба, занимающая площадь тридцать один гектар, переделывается после 1831 года в пейзажный, английский, парк. Проектировал и много лет занимался выращиванием этого парка известный паркоустроитель Дионисий Макклер, или, как его называли в Польше, Миклер (1762-1853). Ирландец по происхождению, он провел большую часть жизни в Польше и в Украине, где создал десятки великолепных парков. Пятничаны — первый из них на нашем маршруте. Работы Макклера отличает умение видеть будущее своего детища: ведь многие из бывших поместных парков, как известно, десятки лет если и поновляются, то чаще всего хаотически, а тем не менее основное композиционное решение, принятое Макклером, продолжает по-прежнему «работать», формируя парковый ландшафт деревьями-солитерами, куртинами, лужайками, аллеями. Здесь произрастают деревья восьмидесяти пород, причем есть участки векового елового бора — темного, сумрачного, такого непривычного на Юге; есть сплошные посадки огромных белых акаций, по возрасту деревьев едва ли не со времени ее появления у нас: белая акация, родина которой — Северная Америка, лишь в начале XIX века была завезена из Франции в Одессу. Но особенно хороши в Пятничанах специально организованные посадки групп деревьев разных, контрастирующих по характеру строения ствола, кроны, цвета листьев пород. В любое время года эти живые картины превосходны, даже поздней осенью, когда остаются одни голые стволы, но зато — какие! Вот две сосны рядом: высокая, прямая мачта с крошечной охапкой хвои на самом верху и... широкая, раскидистая, с большущими, как у дуба, сучьями... Стройная лиственница и кряжистый вяз, красный дуб и темная ель. Широкие лужайки и плотные ряды деревьев, далекая перспектива с высокой елью в центре композиции. Жаль, заглох пруд...
Д.В.Малаков, "По Брацлавщине", Москва, 1982
Caterory Name: VINNYTSYA & SURROUNDINGS TOURS | User: sergoyalta
Reads: 604 | Loads: 0
login form
search form
Copyright Sergey Tsarapora © 2024